2.7 триллиона гривен долга. Что этот показатель означает для экономики Украины? часть2

dolg_stranu_2

Внешний общий государственный долг (прямой и гарантированный) состоит из прямых двусторонних кредитов Украине от иностранных партнеров — как стран, так и международных финансовых организаций; коммерческого долга, оформленного как облигации внешнего государственного займа (ОВГЗ, евробонды) и других долгов (например, как вышеупомянутый китайский).

Двусторонние государственные долги, как правило, достаточно дешевыми в обслуживании. Проценты по таким кредитам могут колебаться в диапазоне 0% — 2% в год. А стоимость обслуживания коммерческого долга зависит от рейтингов, которые выставляют международные рейтинговые агентства (Standard and Poors, Fitch, Moodys).

Наши рейтинги чуть выше дефолтных. Поэтому и занимают нам иностранные инвесторы недешево — под 7% -8% годовых. Хотя бывают и исключения, когда иностранные государства гарантируют наши долги. Например, правительство США предоставило гарантии под украинские ОВГЗ на $ 2 млрд.

Общая сумма внешнего долга Украины составляет около $50 млрд. Плюс еще несколько миллиардов долларов внутренних долгов, номинированных в иностранных валютах. Для обслуживания и погашения такого долга нужна твердая валюта. Национальный банк Украины здесь не поможет — он не может печатать доллары или евро, а золотовалютных резервов НБУ ($ 18 млрд) недостаточно. Поэтому вероятность дефолта Украины по внешним обязательствам достаточно велика. Что и показывают международные рейтинговые агентства.

В соответствии с упомянутым уже проекта бюджета на 2018 год, валовой внутренний продукт Украины составит 3.25 трлн грн. По курсу гривны к доллару США на сегодня это около $ 120 млрд. То есть, отношение общего государственного долга Украины к ВВП-2018 составляет около 64%.

Если за оставшиеся этого года и весь следующий 2018-й правительство подберет еще кредитов и достигнет указанного в законопроекте показателя долга в 2.7 трлн грн (что в принципе маловероятно, поскольку иностранные кредиторы много Украины не дадут, внутренние игроки не имеют таких ресурсов, а НБУ проводит жесткую монетарную политику), то отношение госдолг / ВВП составит около 80%. Что не является критическим. И примерно такие показатели мы уже имели в 2014-2016 годах.

Определенную тревогу вызывает стоимость обслуживания долга, то есть сколько средств ежегодно Украина должна отдавать в качестве процентов по займам. Согласно проекту бюджета на 2018 год, этот показатель достигнет ₴ 130 млрд. 4% от ВВП или почти $ 5 млрд средств налогоплательщиков пойдет только на выплату процентов. Это очень высокий показатель, его нужно существенно снижать. Примерно такая же сумма расходов (140 млрд грн) запланирована в государственном бюджете на покрытие дефицита Пенсионного фонда Украины.

Задачи понятны — повышение инвестиционной привлекательности, рейтингу надежности Украины для удешевления иностранных займов, снижение инфляции для снижения стоимости заимствований на внутреннем рынке.

И последнее. Сможет ли Украина вовремя вернуть все заимствования?

Конечно, не сможет, если не привлекать новые заимствования для расчета по старым. Так же как не смогут без новых заимствований погасить свои долги США, Япония или Великобритания. Как и большинство современных развитых стран.

Страны берут деньги в долг для своего социально-экономического развития. А развитие гарантирует надежное обслуживание и своевременное погашение долгов в будущем.

Автор: Марина Львовская